Суббота, 27.04.2024, 10:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гляденская средняя общеобразовательная школа"
Назаровского района Красноярского края

Наш адрес

662220, Красноярский край,

Назаровский район,

п.Глядень, ул.Новая 28

тел.: 8(39 155)94141

e-mail: glyaden@mail.ru
Меню сайта
Юбилей края
Юбилей района
4 апреля 2024 года 100 лет Назаровскому району
ГОСУСЛУГИ
Год семьи
Год педагога
78 лет Победе
В О Ш
Доступная среда
Школьникам
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Наш опрос
Пятидневка в школе
Всего ответов: 131
Мини-чат

Страница учителя-дефектолога

Золотые правила дефектологии:

1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат

2. Подходить к решению проблемы нужно комплексно, привлекая к обучению и лечению специалистов из разных областей

 

Основные цели и задачи работы учителя-дефектолога

Направления деятельности учителя-дефектолога

Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

  • Диагностическое направление

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы, в нашей школе, включает в себя: первичное (начало сентября), срезовое (в январе) и итоговое (конец мая) дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

  • Коррекционно-развивающее направление

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. В коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин.

          Аналитическое направление

Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.

Данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей. Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ПМПк.

  • Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и воспитателям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение воспитателей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации воспитателям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу воспитателей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации, а так же выступления на методических объединениях педагогов.

  • Организационно-методическое направление

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.

При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения.

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей различных категорий учащихся.

Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

1. Сенсорное и сенсомоторное развитие

  • развитие зрительного анализатора и пространственного восприятия элементов букв;
  • развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных действий;
  • развитие тонкости и целенаправленности движений;
  • развитие кинестетических основ движений;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие слухо-моторной координации;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «колечко», «кулак – ребро – ладонь», «зеркальное рисование», «ухо – нос», «змейка»; игра «волшебный мешочек»; игра «узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «волшебный мешочек»).

2. Развитие когнитивной сферы учащихся

  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • развитие тактильной и кинестетической памяти;
  • развитие объема кратковременной зрительной и кратковременной слуховой памяти;
  • развитие логичности и гибкости мышления;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие внимания (переключение, устойчивость, распределение, концентрация).

Средства: дидактические игры и упражнения ;слуховые диктанты; игра «запомни звуки»; игра «забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание рядов букв и цифр); графические задания в тетрадях; игры: «Цифровая таблица», «Парочки», « Классификация», «Игра в слова», «Орнамент», «Вспомни картинку», «Лишний», «Топ-хлоп», «Найди и вычеркни», «Запомни и воспроизведи», «Нелепицы» и т.д.

3. Нормализация ведущей деятельности возраста

· формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму)

· формирование функции программирования и контроля собственной деятельности;

· формирование желания довести работу до конечного результата;

4. Формирование пространственно-временных представлений

  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственного праксиса;
  • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения; ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты.

5. Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

· развитие представлений об основных свойствах предметов;

· формирование конкретных представлений и понятий о предметах окружающей действительности (обучение способу анализа объектов);

· формирование элементарных понятий на основе обучения способам словесного обобщения и классификации;

· обогащение словаря и развитие связной речи на основе наблюдений и предметно-практической деятельности.

Средства: дидактические игры и упражнения, загадки, плакаты, методическая литература, демонстративные материал по темам: «Игрушки и учебные принадлежности», «Осень. Признаки осени», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Дом. Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Зима. Признаки зимы», «Птицы. Зимующие птицы», «Жизнь животных зимой», «Игры и забавы детей зимой», «Транспорт. Наземный», «Транспорт. Воздушный», «Транспорт. Водный», «Транспорт. Подземный», «Транспорт (обобщение)», «Прощай, зимушка-зима», «Семья», «Комнатные растения», «Птицы», «Весна. Признаки весны», «День защитника отечества», «Животные весной», «Первые весенние цветы», «Труд людей весной», «Времена года (обобщение)», «Бытовые приборы».

6. Формирование ЭМП.

· формирование понятия числа;

· формирование понятия числовой последовательности;

· формирование вычислительных навыков;

· формирование навыка решения задач разного типа;

· формирование понятия о геометрических формах и построениях.

· Формирование понятий «тонкий-широкий», «узкий-еще уже», «большой-маленький», «высокий-низкий». «вверх-вниз», «одинаковые», «длинный-короткий», «рядом-далеко» и т.д.

Средства: различные дидактические игры и упражнения связанные с числами и геометрическими фигурами. Например, «блоки Дьенеша» и «палочки Кюизенера» (объемные и плоские): «Мозаики цифр», «Угостим медвежат», «Архитекторы», «Украсим елку бусами», «Логический поезд» и многое другое; решение математических задач-раскрасок и загадок; решение примеров и задач из учебников и запись их в тетрадях.

7. Формирование умений и навыков необходимых для усвоения учебного материала.

- регуляция простейших двигательных актов;

- формирование умения ориентировки в задании;

- формирование умения планирования этапов выполнения задания;

- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

- формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения, анализ инструкции к заданию, образца: «что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: « как я выполнял работу?»; игры «найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.

8. Обучение грамоте, чтению и письму

· заучивание графем, соотнесение их с соответствующим звуком речи;

· актуализация и закрепление навыка звукопроизношения и звукобуквенного анализа слова;

· развитие фонематического слуха и восприятия;

· развитие навыка копирования;

· развитие навыка работать по заданному образцу;

· формирование навыков чтения и письма;

· учить исправлять деформированные предложения.

Средства: различные игры и упражнения на заучивание букв, соотнесение буквы и звука; слуховые диктанты; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

9. Обогащение словаря и развитие связной речи

· формирование умения составлять описательные рассказы по памяти и с использованием сюжетных картинок;

· формирование обобщения и классификации предметов по общим признакам и назначениям;

· формировать умение узнавать предмет по описанию;

· учить составлять предложение-описание;

· формирование умения составлять рассказ-сравнение по предметной картинке;

· формирование умения составлять рассказ с заданными словами и с определенным количеством слов.

Средства: дидактические игры и упражнения игры с мячом «Кто у кого» , «Один-много», «Скажи наоборот», «Какой, какая, какие», «Назови …», «Послушай и исправь», «Договори слово», «Третий лишний», «Закончи предложение», «Объясни, чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами», «Для чего нам нужен этот предмет?» (объяснение) и т.д.

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырёх до шести направлений). Обязательным условием при проведении занятий являются планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Школьное питание
Горячая линия
ТОЧКА РОСТА
Р И П
Навигатор ДО
ШППКО
COVID-19
Качество услуг
ГИА ЕГЭ ОГЭ
Вопрос/Ответ
НОКО
Ф Г О С
Поиск
Р Д Д М
УС школы
Дневник
Погода
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Конкурсы
Новости района

МБОУ "Гляденская СОШ" Назаровского района Красноярского края © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz