Воскресенье, 19.08.2018, 10:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гляденская средняя общеобразовательная школа"
Назаровского района Красноярского края

ГОСУСЛУГИ
Базовая площадка
Профстандарт
УЧИТЕЛЬ
Доступная среда
Наш адрес

662220, Красноярский край,

Назаровский район,

п.Глядень, ул.Новая 28

тел.: 8(39 155)94141

e-mail: glyaden@mail.ru
Меню сайта
70 лет Победе
Юбилей края
Юбилей района
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа

Наш опрос
Пятидневка в школе
Всего ответов: 80
Мини-чат
Теги

Цыганкова Марина Анатольевна

Цыганкова Марина Анатольевна, учитель начальных классов, учитель-дефектолог

Педагогический стаж работы: 29 лет, в должности учителя-дефектолога – 3 года.

Образование: ФГБОУ «Красноярский ГПУ им. В.П. Астафьева»

Специальное дефектологическое образование (степень)  бакалавр 

Адрес электронной почты: marina.tsiganckowa@yandex.ru

Персональный сайт http://infourok.ru/user/cigankova-marina-anatolevna

 

Страница учителя-дефектолога 

Золотые правила дефектологии:

1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат

2. Подходить к решению проблемы нужно комплексно, привлекая к обучению и лечению специалистов из разных областей

 

Основные цели и задачи работы учителя-дефектолога

Направления деятельности учителя-дефектолога

Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

  • Диагностическое направление

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы, в нашей школе, включает в себя: первичное (начало сентября), срезовое (в январе) и итоговое (конец мая) дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

  • Коррекционно-развивающее направление

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. В коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин.

Аналитическое направление

Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.

Данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей. Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ПМПк.

  • Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и воспитателям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение воспитателей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации воспитателям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу воспитателей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации, а так же выступления на методических объединениях педагогов.

  • Организационно-методическое направление

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.

При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения.

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей различных категорий учащихся.

Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

1. Сенсорное и сенсомоторное развитие

  • развитие зрительного анализатора и пространственного восприятия элементов букв;
  • развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных действий;
  • развитие тонкости и целенаправленности движений;
  • развитие кинестетических основ движений;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие слухо-моторной координации;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «колечко», «кулак – ребро – ладонь», «зеркальное рисование», «ухо – нос», «змейка»; игра «волшебный мешочек»; игра «узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «волшебный мешочек»).

2. Развитие когнитивной сферы учащихся

  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • развитие тактильной и кинестетической памяти;
  • развитие объема кратковременной зрительной и кратковременной слуховой памяти;
  • развитие логичности и гибкости мышления;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие внимания (переключение, устойчивость, распределение, концентрация).

Средства: дидактические игры и упражнения ;слуховые диктанты; игра «запомни звуки»; игра «забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание рядов букв и цифр); графические задания в тетрадях; игры: «Цифровая таблица», «Парочки», « Классификация», «Игра в слова», «Орнамент», «Вспомни картинку», «Лишний», «Топ-хлоп», «Найди и вычеркни», «Запомни и воспроизведи», «Нелепицы» и т.д.

3. Нормализация ведущей деятельности возраста

· формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму)

· формирование функции программирования и контроля собственной деятельности;

· формирование желания довести работу до конечного результата;

4. Формирование пространственно-временных представлений

  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственного праксиса;
  • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения; ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты.

5. Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

· развитие представлений об основных свойствах предметов;

· формирование конкретных представлений и понятий о предметах окружающей действительности (обучение способу анализа объектов);

· формирование элементарных понятий на основе обучения способам словесного обобщения и классификации;

· обогащение словаря и развитие связной речи на основе наблюдений и предметно-практической деятельности.

Средства: дидактические игры и упражнения, загадки, плакаты, методическая литература, демонстративные материал по темам: «Игрушки и учебные принадлежности», «Осень. Признаки осени», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Дом. Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Зима. Признаки зимы», «Птицы. Зимующие птицы», «Жизнь животных зимой», «Игры и забавы детей зимой», «Транспорт. Наземный», «Транспорт. Воздушный», «Транспорт. Водный», «Транспорт. Подземный», «Транспорт (обобщение)», «Прощай, зимушка-зима», «Семья», «Комнатные растения», «Птицы», «Весна. Признаки весны», «День защитника отечества», «Животные весной», «Первые весенние цветы», «Труд людей весной», «Времена года (обобщение)», «Бытовые приборы».

6. Формирование ЭМП.

· формирование понятия числа;

· формирование понятия числовой последовательности;

· формирование вычислительных навыков;

· формирование навыка решения задач разного типа;

· формирование понятия о геометрических формах и построениях.

· Формирование понятий «тонкий-широкий», «узкий-еще уже», «большой-маленький», «высокий-низкий». «вверх-вниз», «одинаковые», «длинный-короткий», «рядом-далеко» и т.д.

Средства: различные дидактические игры и упражнения связанные с числами и геометрическими фигурами. Например, «блоки Дьенеша» и «палочки Кюизенера» (объемные и плоские): «Мозаики цифр», «Угостим медвежат», «Архитекторы», «Украсим елку бусами», «Логический поезд» и многое другое; решение математических задач-раскрасок и загадок; решение примеров и задач из учебников и запись их в тетрадях.

7. Формирование умений и навыков необходимых для усвоения учебного материала.

  • регуляция простейших двигательных актов;
  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения, анализ инструкции к заданию, образца: «что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: « как я выполнял работу?»; игры «найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.

8. Обучение грамоте, чтению и письму

· заучивание графем, соотнесение их с соответствующим звуком речи;

· актуализация и закрепление навыка звукопроизношения и звукобуквенного анализа слова;

· развитие фонематического слуха и восприятия;

· развитие навыка копирования;

· развитие навыка работать по заданному образцу;

· формирование навыков чтения и письма;

· учить исправлять деформированные предложения.

Средства: различные игры и упражнения на заучивание букв, соотнесение буквы и звука; слуховые диктанты; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

9. Обогащение словаря и развитие связной речи

· формирование умения составлять описательные рассказы по памяти и с использованием сюжетных картинок;

· формирование обобщения и классификации предметов по общим признакам и назначениям;

· формировать умение узнавать предмет по описанию;

· учить составлять предложение-описание;

· формирование умения составлять рассказ-сравнение по предметной картинке;

· формирование умения составлять рассказ с заданными словами и с определенным количеством слов.

Средства: дидактические игры и упражнения игры с мячом «Кто у кого» , «Один-много», «Скажи наоборот», «Какой, какая, какие», «Назови …», «Послушай и исправь», «Договори слово», «Третий лишний», «Закончи предложение», «Объясни, чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами», «Для чего нам нужен этот предмет?» (объяснение) и т.д.

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырёх до шести направлений). Обязательным условием при проведении занятий являются планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

 

 

 

НОКО
Качество услуг
МОСТ ДРУЖБЫ
Поиск
Ф Г О С
Г И А 2017
Р Д Ш
УС школы
НПБ школы
Музей
Школьникам
БИБЛИОТЕКА
Один из нас
Школьная газета
Библиотека
Дневник
Погода
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Конкурсы
Новости района

МБОУ "Гляденская СОШ" Назаровского района Красноярского края © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz